Формирование рельефной композиции как доминанты интерьера

Рельеф (фр. relief, от лат. relevo «поднимаю») — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона (то есть выпуклых объёмов). Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально.
Виды рельефа:
  • Барельеф (фр. bas-relief «низкий рельеф») — выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
  • Горельеф (фр. haut-relief «высокий рельеф») — выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.
  • Контррельеф (от лат. contra «против» + «рельеф») — углублённый от фона «негатив» барельефа.
  • Койланаглиф или анкрё (фр. en creux) — вырезанный на плоскости углублённый контур.
Рельеф - наиболее устойчивая и, пожалуй, величайшая форма изобразительного искусства, известная человеку. Она является ключевым показателем культурных достижений классической античности и стала важным фактором, влияющим на развитие искусства эпохи Возрождения в Италии. Вместе с архитектурой это была основная форма монументального искусства, которая на протяжении веков была движущей силой европейской цивилизации. В течение своей истории рельеф привлекал величайших мастеров мира, в том числе классических скульпторов. Также известная как «пластическое искусство», скульптура и рельеф должны быть довольно простой для определения и понимания, но, к сожалению, это не так. Потому, что определение или значение скульптуры и рельефа значительно расширились в течение 20-го века.

С развитием новых скульптурных инструментов и технологий современные произведения теперь используют такое огромное разнообразие новых материалов, техник и пространственных систем отсчета, что «скульптура» и «рельеф» больше не является фиксированными терминами, который относится к фиксированной категории объектов или творческой деятельности. Скорее, это постоянно расширяющаяся формы искусства, которые постоянно развиваются и переопределяют себя. Искусство рельефа больше не ограничивается традиционными скульптурными концепциями, материалами или методами производства. Разнообразие пластического искусства 21-го века оставило нам одну определяющую характеристику: трехмерность. Таким образом, текущее определение рельефности выглядит примерно так: «Рельеф – единственная ветвь изобразительного искусства, которая специально связана с выразительной трехмерной формой». Из-за своей трехмерной природы и того факта, что она может быть отображена во многих других типах локаций, чем, скажем, живопись, существует ряд важных концепций и теоретических вопросов, которые определяют дизайн и назначение рельефной формы. Они регулируют подход дизайнеров к таким вопросам, как ориентация, пропорция, масштаб и масштабность, артикуляция и баланс. Чтобы создать ощущение гармонии в композиции, или между ее частями, между объемной формой и зрителем, или между скульптурой и ее окружением, дизайнер обычно работает над определенным пространственным планом или системой отсчета. Такой план, часто основанный на системе осей и плоскостей, важен для поддержания линейной пропорции между взаимодействующими компонентами. Дизайнеры с помощью рельефа, как одного из средств выразительности, управляют восприятием пространства, пропорциональностью, доминантой и общим восприятием объемно-пространственной композиции. При формировании объемно-пространственной композиции важно помнить о понятиях масштаба и масштабности.

«Человек – есть мера всех вещей» - слова, высеченные на мраморе Дельфийского храма – точно выражают сущность предметного мира – всего, что человек создает для себя. Весь окружающий предметный мир должен быть масштабным по отношению к человеку. Если говорят, что вещь не масштабная, это значит, что в первую очередь, она не масштабна по отношению к человеку. Понятие масштабности перешло в дизайн из архитектуры и является важной характеристикой предмета. Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом. С давних времен человек оценивал размеры предметов относительно размеров своего тела. Итак, существует два понятия – масштаб и масштабность.

Масштаб – это отношение линейных размеров изображаемого объекта к его размерам в натуральном виде (1:2, 1:5, 1:10).

Масштабность – более сложное понятие. В дизайне это одно из композиционных средств, выражающих соразмерность или относительное соответствие воспринимаемых человеком размеров форм промышленных изделий или сооружений размерам человека. Понятие о масштабности не может быть подменено представлением о размере сооружения. Чувство масштабности – это реально-материальной восприятие человеком, отдельных явлений в их конкретной величине. Понятие о реальной величине и масштабе предметов возникает в процессе их сравнения друг с другом и с размерами тела человека. По законам природы растительный и животный мир соразмерен и масштабен. Например, ствол дерева, стебель цветка, размер и форма крыла птицы соответствуют своему технологическому и конструктивному строению и обеспечивают прочность и устойчивость, что не всегда можно увидеть среди живых растений, созданных искусственно. Точно также правильный масштаб и правильная пропорция изделия должны соответствовать определенным законам восприятия. Большую роль в достижении правильной масштабности играют детали, размер которых обусловлен техническими и эргономическими требованиями. При проектировании изделий, будь то машины, приборы, бытовые изделия, предметы искусства и дизайна необходимо соблюдать масштабность, чтобы их размеры соответствовали назначению и были увязаны с окружающей средой. К масштабным закономерностям относятся различные формы масштабных связей:

  • отношение элементов к целому и друг другу;
  • отношение элемента к материально-предметной или природной среде;
  • отношение размеров и масштаба к человеку.

При полной взаимосогласованности всех масштабных связей возникает гармонический масштабный строй. В дизайне масштабность можно определить, как соразмерность сооружений или изделий человеку, а также вещей друг другу по их обычно представляемым, должным размерам. В этом смысле масштаб – не абсолютная, а относительная величина. Как средство композиции, масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности. У мелкого изделия – форма максимально обобщена. Композиционный строй соответствует величине предмета. Отступление от требований, связанных с антропометрией, могут оказаться причиной немасштабности любого изделия. Дизайнер должен понимать значение проблемы связей в системе человек-пространство. Однако связи эти выражаются не только через эргономические параметры, но и через всю визуальную систему – через композицию. Масштабность композиции является как бы обобщенным эргономическим показателем: если рельефная композиция, или ее части немасштабна, она обязательно окажется и эргономически ущербной. Немасштабность может явиться и результатом ложной динамичности формы. Масштабность, несомненно, гуманизирующий фактор в проектировании изделий. Сознательное, целенаправленное использование масштаба позволяет избежать «затерянности» человека в пространстве. И так, исходя из вышесказанного, можно вывести некоторые принципы и методы формирования рельефной композиции как доминанты интерьера.

  1. Чем крупнее трехмерная фактура, тем более просторным и свободным должно быть помещение, в котором планируется использование;
  2. Яркие по цветовой гамме рисунки на панелях обязательно должны быть компенсированы уравновешенной светлой тональностью остальных стен, иначе неминуемо явление визуальной перегрузки;
  3. Лучше всего трехмерный эффект себя проявляет в связке с акцентированным освещением - это могут быть как потолочные светильники, так и настенные свисающие варианты;
  4. Использование отдельного фрагмента из 3д панелей становится особенно выигрышным в интерьере, если вместо одиночной текстуры сложить цельное художественное панно с конкретным рисунком или абстракцией;
  5. На стадии формирования и составления дизайн-проекта необходимо заранее спланировать размещение мебели, электрооборудования и элементов декора так, чтобы они стали неотъемлемой частью объемно-пространственной композиции;
  6. Желаете расширить стесняющее своими крохотными размерами пространство - используйте глянцевый рельеф с мелкой фактурой, если же стоит обратная задача - лучше всего подойдет матовая поверхность, привносящая в атмосферу уют и внутренний баланс;
  7. Не пытайтесь загрузить до предела стену из 3-D панелей графической информацией - очень часто уже одной белой стены с красивым ненавязчивым рельефом достаточно для того, чтобы выполнить свою роль в интерьере;
  8. Панели с глубокой, подчеркнуто геометрически правильной фактурой идеальны для гостиных, офисов или же комнат, где вы спокойно работаете за компьютером, а вот ненавязчивый и уравновешенный приятной цветовой гаммой рельеф прекрасно впишется в формат ванной комнаты, спальни, детской.
  9. Рельефные панели нужно воспринимать как средство в достижении выразительности при формировании объемно-пространственной композиции. На ряду с другими формами и средствами рельефная часть должна органично сочетаться с элементами, которые имеют свои силовые поля, форму и цветовую насыщенность.
Грамотное владение композиционными средствами при формировании пространства – это залог гармоничного интерьера и объемно-пространственной композиции в целом. Специально разработанные всемирно известными дизайнерами панели, помогают воплощать в жизнь самые смелые архитектурные замыслы. 3D эффект текстурированных декоративных панелей может превратить простой интерьер в захватывающее дух зрелище. Использование 3D панелей для стен в интерьере позволит добиться эксклюзивности и уникальности помещения, а эффект от их установки можно усилить, добавив светодиодные элементы или другие дополнительные источники света.