Актуальность программы развития и формирования объёмно-пространственного мышления и образного видения на уроках дизайн моделирования.

Современный уровень развития производства, техники, инженерной деятельности, немыслимы без художественного проектирования и дизайна, обеспечивающего не только высокую технологичность, функциональность конструкции, но и эстетичный вид предмета, изделия, окружающей среды.

Дизайн – это органическое единство функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует пространство для человека, который будет пользоваться им, вещами, жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества. Именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития общества. Перед учеником возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути. Программа “Основы дизайна” актуальна тем, что, изучая способы преображения форм, учащиеся приобретают опыт выражения творческой мысли.

Программа позволяет сформировать эстетическую культуру учащегося – совокупность знаний о ее сохранении, передаче, преобразовании и использовании в науке, производстве, архитектуре и других сферах жизни общества.

Актуальность программы становится очевидной при обращении к таким аспектам жизни как:
  • формирование современной культуры (новые подходы в организации среды, изменение архитектурного облика городов, общественных сооружений и жилых интерьеров, мест досуга и отдыха);
  • появление новых культурных потребностей, направленных на решение актуальных проблем самоопределения;
  • поддержка художественно одаренных людей;
  • оформление новых областей материального производства и современных технологий, новых актуальных профессий.

Общеизвестно, что дизайн, как одно из главных направлений проектной культуры, стал во всех передовых странах в последние десятилетия важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды в целом и во всех ее составляющих. Важно повысить уровень обобщенности представлений о искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности человека и окружающей среды. Сформировать среду для развития пространственного видения и инженерного мышления учащихся.

Основной целью курса “Основы дизайна” является формирование особого стиля мышления, для которого характерно понимание дизайнерского, архитектурного и инженерного проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей. Таким образом, слушатели учатся целенаправленно вести исследование доступных им проблем, у учащихся развивается воображение и мышление, способность организовывать и планировать свои действия, воплощать, представлять и защищать их результаты. Причем упор делается на использование творческого потенциала дизайна для многостороннего развития личности. Данный курс не претендует, на полный охват проблематики дизайна, он связан с решением следующих учебно-производственных задач:

  • Выделить новую, универсальную область (проектирование и дизайн), которая предполагает новый способ формирования и интеграции традиционных дисциплин и дает представления о современном искусстве и материальной культуре;
  • Ориентировать учащихся в сфере занятости и рынка труда, где представлены новые специальности и профессии (дизайнер, декоратор, архитектор, проектировщик выставочных пространств, экспозиций и массовых зрелищ);
  • Ознакомить с историей возникновения и развития дизайна за рубежом и в России. Изучить стилистику интерьера;
  • Ознакомить с основными методами художественного проектирования;
  • Повысить графическую и художественную грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, эстетического восприятия и вкуса, художественно-конструкторских способностей;
  • Сформировать определенные умения и навыки в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, моделирование и т.п.)

Инновационная значимость программы “Основы дизайна” в том, что ее ключевая идея – формирование особого стиля мышления, для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей и окружающей среде.

Основные принципы построения программы.

Программа курса построена таким образом, при котором складываются представления о специфике дизайна проектирования и их роли в жизни человека, об источниках развития искусства, о творческой художественной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства, природной среды. Особенностью курса является проникновение в суть предмета, его изначальную важность, воспитание способности видеть в природе прекрасное, систематизировать, преобразовывать, адаптировать и переносить это в свое творчество. Другими словами, развитие способности создавать предметы, интерьер, соответствующие конкретному человеку, определенной среде и поставленным задачам. Главная концепция программы строилась на идее создания особой, “возрастной” среды, которая постоянно менялась посредством совместной деятельности учителя и учащихся. В ходе работы по программе необходимо соблюдение следующих основополагающих принципов:

  • сотрудничество и сотворчество: создание на уроках искусства атмосферы равенства "партнеров" по общению, психолого-педагогическая поддержка учителем уникальности каждого ученика в его творческом самовыражении; последовательное расширение границ со творческого общения до уровня художественно-эстетических обобщений;
  • организация урока как "эмоционального сценария" на основе "действия – события" способного организовать своеобразную ситуацию: учащийся – педагог – автор художественного произведения;
  • активизация сопереживания, формирование среды для развития объемно-пространственного, образного видения, а также систематизации инженерной мысли учащихся.
Формы и методы обучения

В ходе изучения курса предполагается использование активных форм и методов обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, работа над проектами, их защита, презентация, экспертная деятельность. При этом учащиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются коммуникативные, социальные, литературно-лингвистические, технологические умения. Учащиеся должны научиться и освоить умение расчленять единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, систематизация, изучение аналогов, первоисточников, поиск идей и замысла, разработка задания. Активный эскизный поиск должен завершиться переводом эскиза в оригинал, что ставит дополнительные требования к овладению графическим мастерством, утонченным чувством меры и комплексного единства. Учебные задания прививают ученикам необходимые навыки к профессиональному труду и воспитанию самостоятельного творческого мышления. Для того чтобы выполнить поставленные перед курсом “Основы дизайна” задачи, необходимо основную часть учебного времени выделить на упражнения и самостоятельную работу, применяя “режим консультирования”. Наряду с репродуктивным методом, который используется на первых ступенях овладения знаниями, следует применять такие методы, как частично-поисковый и метод проектов. Учебный предмет следует рассматривать как средство развития личности и способ познания окружающего мира. Поэтому целесообразно отведенное время для творческих работ использовать на обучение проектной и экспертной деятельности, развивая познавательную активность. Очень важно в обучении использовать уже имеющийся субъективный опыт, полученный на других уроках, таких как: технология, математика, черчение, изобразительное искусство и т.д.

  • эмоционально-художественное "погружение"
  • художественно-творческое и образное моделирование
  • активизация воображения и творческого представления
  • сравнение и сопоставление
  • активизация воображения и творческого представления
  • импровизация
  • субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности и последующее сопоставление их с замыслом автора)
  • дедуктивно-индуктивное восприятие учебно-художественного материала (движение от общего к частному и от частного к общему).

Наряду с традиционными методами (объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, частично-поисковым) успешно применяется метод проекта. Под методом проекта понимается гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности путем развития ее интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей, в процессе создания под контролем учителя новых объектов и услуг, формирование объёмно-пространственной композиции обладающих субъективной и объективной новизной и имеющих практическую значимость. Среди средств особо выделяется метод творческих проектов, под которыми подразумевается такая деятельность учащихся, в процессе которой под руководством учителя создаются материальные и духовные ценности. Учащиеся сами добывают нужные для проекта сведения, учитель выступает при этом в роли консультанта, помощника, который руководит творческой деятельностью. Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения: ученик – равноправный участник совместной деятельности с учителем. Он учится анализировать каждый шаг своего обучения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Учитель предоставляет ему право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Программой рекомендуется проводить беседы о развитии и становлении дизайна, о современных материалах, работу с литературой, подбор иллюстраций, встречи с архитекторами – дизайнерами, декораторами, беседы о перспективах застройки города, проведение конкурсов, выставок. Эти знания являются основой для дальнейших формообразований, творческих разработок, работ над различными творческими проектами.
Важно, чтобы творческий процесс имел конкретное завершение, которое заключается в том, что эскизы после обсуждения и утверждения всей группы учащихся выполнялись в масштабе с учетом всех замечаний, данных во время обсуждения. Все работы учащихся должны быть представлены на отчетной выставке на итоговом занятии.